|
Ужгородский замок XIII-XVIII веков является самой древней крепостью Закарпатья и самым ценным историко-архитектурным памятником города Ужгород. От замка Унгвар («замок на реке») пошло и название города, который в начале XX века сменил свое имя на славянское Ужгород.
История Упоминание о славянском поселении Унг встречается уже в древних источниках. Хроника «Gesta Hungarorum» («Деяния угров») свидетельствует о существовании Ужгородского укрепления в конца IX века, во времена перехода венгров (угров) через Карпатские перевалы: в граде над рекой сидел славянский князь Лаборец, дружина которого была разбита уграми, а сам князь, спасаясь бегством, был пойман и убит на речке, от чего и пошло ее название Лаборец (ныне на территории Вост. Словакии; в Лаборец впадает р. Уж). Ужгодское городище было окружено со всех сторон карпатским лесом, поэтому первоначально стены, башни, ворота и мосты замка воздводились из дерева. Великокняжеская власть придавала большое значение укреплению своего пограничья, поэтому вскоре Ужгородская крепость становится настоящей твердыней на рубежах Киевского государства. В X-XI веке замок переходит в руки венгерской короны. После опустошительного набега татаро-монголов начинается строительство каменной крепости (1248 год). В начале XIV века он принадлежал Ужанскому жупану Петру Петеньку, противнику венгерского короля Карла Роберта. После подавления в 1317 году восстания Петенька, замок в 1322 г. был передан сторонникам Карла Роберта франко-итальянскому аристократическому роду Другетов, владевших замком до 90-х XVII века, то есть более 360 лет. Ужгородский замок после укрепления Другетами никогда не был взят штурмом. После прекращения славного рода, в 1692 году крепость стала собственностью графа Николы Берчени, соратника и друга Ференца Ракоци II, вождя национально-освободительной войны венгерского народа 1703 -1711 годов против австрийских Габсбургов. Берчени превратил Ужгородский замок в один из главных опорных пунктов повстанцев-куруцев. После прекращения восстания гарнизон куруцев сложил оружие, в замок вернулся австрийский гарнизон. Несмотря на частые разрушения, замок каждый раз возрождался. В 1728 году в крепости возник пожар, особо повредивший дворец, третий этаж которого до сих пор не восстановлен. После разделов Польши и установления восточных границ Австрии далеко восточнее Ужгорода, замок потерял значение и в 1775 г. по просьбе епископа Андрея Бачинского, был передан императрицей Марией Терезой Мукачевской греко-католической епархии, которая в 1780 г. устроила здесь богословскую семинарию. В этой семинарии учились такие выдающиеся ученые, педагоги, общественные и церковные деятели как Александр Духнович, Александр Павлович, Евгений Фенцик, Михаил Лучкай, Августин Волошин и другие. С 1947 г. в замке находится Закарпатский краеведческий музей. С 1968 года замок реставрируется: обновлены мост, часть оборонных стен и бастионов и внутренний двор замкового комплекса.
Легенда Как и во всех порядочных замках, в Ужгородском тоже есть привидения. Согласно легенде, записанной известным современным фольклористом Иваном Хлантой, в XVII в. владельцем Ужгородского замка был капитан Другет – уважаемый рыцарь. У него была красавица дочь. Польские войска нападали тогда на наши города. Один шляхетский воевода и Ужгород захотел взять, переоделся и приехал туда на разведку. А дочь Другета полюбила его, а потом рассказала, сколько военной силы в замке, как лучше взять его. Отец узнал об измене и живой замуровал свою кровинку в крепостную стену. Когда же грядет большая буря – слышен плач. Дочь хочет на волю...
Архитектура Замок возвышается над городом на холме (30 м) вулканического происхождения в долине р. Уж, построен по типу западноевропейских крепостей. Внешне он имеет вид могущественной оборонительного сооружения в форме трапеции, в каждом углу которой размещено пять остроконечных бастионов староитальянского типа, несколько выдвинутых в сторону рва и соединенных крепостной стеной с бойницами. Эта особенность характерна для периода позднего ренессанса. Снизу вверх бастионы суживаются, чем еще более подчеркивается их монументальность и неприступность. На бастионах размещалась артиллерия, которая держала под обстрелом подступы к замку. Внешние оборонительные стены и бастионы имеют высоту 12-18 м. С тех сторон замок окружен сухим земляным рвом глубиной 8-10 м., шириной 15-20 м. С северной стороны ров отсутствует из-за крутого склона, являющегося природным барьером. Ворота из середины крепости выходили во внешний, так называемый «гусарский замок», который был возведен из дерева («паланок»). После того как крепость утратила стратегическое значение, деревянные укрепления замка были ликвидированы. Главный въезд в замок размещен с южной стороны и в былые времена соединялся с внешним миром подъемным мостом, а теперь заменен простой земляной насыпью. Уцелели только отверстия для цепей со стороны въездных ворот, при помощи которых мост поднимался или опускался. С левой стороны арочного проезда уцелел открытый камин, где грелась охрана во время несения службы, а на своде – два квадратных отверстия, через которые проникших в проезд врагов обливали кипятком или горячей смолой. Также на арочном своде ворот можно увидеть высеченную дату 1658, которая свидетельствует о том, что в середине XVII века архитектурно-оборонительное развитие крепости было завершено, и в таком виде замок сохранился до наших дней. Пройдя через въездные ворота, вы попадаете во двор, где привлекает внимание монументальное сооружение главного крепостного корпуса – трехэтажный дворец с колоннами, подвалами и угловыми башнями, приспособленными к обороне. Посередине дворцовой застройки находится замкнутый со всех сторон и открытый сверху внутренний дворик. Квадратный в плане (25х25 м) дворик повторяет черты самого дворца. Чтобы пройти в экспозиционные залы музея, необходимо пройти во дворик по мосту, переброшенному через ров с восточной стороны дворца. Над входными воротами высечена дата 1598, которая свидетельствует о завершении строительства главного здания замка, а над ней – четыре дрозда – родовой герб графов Другетов, которые три с половиной столетия владели замком. В восточной части дворика в скале вытесан колодец глубиной более 40 м. Наземная часть колодца выполнена из горизонтально сложенных друг на друга брусков, соединенных на углах врубками в замок. Такая техника была известна украинцам края с давних времен. В архитектуре замкового дворца превалируют элементы ренессанса. Перед дворцом установлена железная скульптура героя древнегреческой мифологии Геракла, который убивает Лернейскую трехголовую гидру. Это наиболее древняя скульптура, установленная в Ужгороде. Скульптура высокой художественной ценности вылита в 1842 году талантливым местным мастером Кинне, работы которого были известны далеко за пределами Закарпатья. Рядом находится еще один образец искусства обработки металлов – скульптура «Отдыхающий Гермес». В восточной части двора сохранились фундаменты костела начала XIV в. В этом храме в 1646 г. была провозглашена уния православной и католической церквей в Закарпатье и с тех пор в крае начала распространяться греко-католическая вера.
Экспозиция музея Основная экспозиция музея – около 115 тысяч единиц хранения, размещена в 40 помещениях главного замкового корпуса и состоит из разнопрофильных отделов: 1. Отдел природы – размещен на 1-м этаже дворца. Здесь подана физико-географическая характеристика Закарпатья, данные про горы, леса, горные перевалы, водную систему, ландшафтные зоны, флору и фауну, охрану памятников… В первом зале привлекают внимание рельефная карта края, диорамы разновидностей лесов, одна из самых больших в стране коллекций чучел распространенных в регионе животных и птиц. Особо ценными экспонатами являются окаменелый скелет рыбы-тунца, возраст которого 46 млн. лет; окаменелые части морских ежей, мамонта, пещерного медведя, гигантского оленя, зубра… Дополняют экспозицию картины местных художников на тему природы. 2. Отдел археологии – 1-й этаж дворца, в трех залах размещена самая ценная часть экспозиции музея – одна из самых больших в Украине коллекций (3000 предметов) бронзовых изделий XIII-XII веков до н. е., когда Закарпатье было одним из центров европейского бронзолитейного ремесла. Большую научную ценность имеют и другие предметы древней истории региона, в частности эпохи палеолита, мезолита, неолита, ранних славянских поселений. Заслуживает внимание нумизматическая коллекция, которая состоит из 12 тысяч римских, древних австрийских, венгерских, чешских, украинских и других монет и денежных знаков. 3. Отдел истории города и замка – 2-й этаж, размещен в наибольшем, прежде – рыцарском, зале, где проходили церемониальные приемы гостей и трапезы. Здесь сосредоточены ценные экспонаты, рассказывающие об истории Ужгорода, например – предметы с геральдикой местных правителей, изделия и вывески ремесленников, оружие куруцев, герб города. 4. Отдел художественного и бытового литья края – насчитывает около 300 оригинальных изделий литья железообрабатывающих заводов – подсвечники, вазы, подставки к часам, скульптуры выдающихся людей, бытовые предметы, свидетельствующие о высоком художественном уровне местных мастеров. 5. Отдел религии и духовной культуры – размещен в отреставрированных залах и часовне бывшей духовной семинарии. В часовне привлекает настенная роспись на тему религиозных сюжетов, выполненная известным академическим художником Фердинандом Выдрой в 1857 году, а в залах – стильный орнамент XVIII – первой половины XIX века (лепка, декорирование сусальным золотом). Ценные резные шкафы, столы, стулья, диваны, кровати, культовые предметы экспонируются в залах, в которых воссоздан интерьер гостиной, рабочего кабинета и комнат отдыха ректора семинарии. В научной библиотеке музея находятся около 20 тысяч томов ценной краеведческой литературы. 6. Отдел книги и книгопечатания сохраняет редкостные рукописные книги XIV-XVII веков, в том числе «Закарпатское или Королевское евангелие» (1401 г.), старопечатные книги «Библия Руська» (1519 г.) Франциска Скорины, «Острожская Библия» (1581) Ивана Федорова… 7. Отдел народного искусства и этнографии последнее десятилетие пользуется неизменной популярностью. Здесь представлены уникальные собрания народных музыкальных инструментов и образцы народной одежды и вышивок края. Недавно созданы новые отделы, в которых демонстрируются оригинальные экспонаты переломных лет в истории края (1918-1919, 1938-1939 и т. д.), личные вещи президента Карпатской Украины – Августина Волошина. Сотрудники музея проводят постоянную научно-исследовательскую, археологическую работу, что приводит к появлению все новых экспозиций.
Мероприятия В замке проводятся различные праздничные действа, чаще всего приуроченные к историческим событиям. Здесь выступают театральные и музыкальные коллективы, присутствуют мастера народных ремёсел, проходят рыцарские турниры. |