Музыка в стиле J. Аниме.
Музыка в стиле J. Аниме. - Из многих видов искусства, музыка для японцев всегда была немаловажна. На старых эстампах часто изображены красавицы с сямисэном в руках, позже появились и сразу получили огромную популярность караоке-бары, а в наше время все больше и больше распространяется так называемая Japanese music: J-рок и J-поп.
Нынешние японские музыканты давно покинули дворцы и цветущие сады, вместо кото и сякухати вооружились электрогитарами, а тело украсили пирсингом и татуировками. Не единственным, но весьма значительным плацдармом для успешного старта японских поп- и рок-групп стали фильмы и аниме-сериалы, активно просматриваемые молодыми отаку со всего света.
Современная музыка японцев начала развиваться во второй половине ХХ столетия. Популярностью тогда пользовалась в основном американская музыка и народные песни – «энка». Новые музыкальные группы могли добиться известности, лишь исполняя традиционные сочинения, или записывая песни для телевидения и, в частности для аниме. В 80-ых годах, перенимая иностранный опыт и приспосабливая его под вкусы соотечественников, японские исполнители наконец смогли вытеснить западных конкурентов с массового музыкального рынка своей страны, а вскоре и получить признание за пределами родины. Появившиеся тогда коллективы «Chage & Aska», «B’z», «Southern All Stars» и «TUBE» сохраняли статус кумиров более пятнадцати лет. Мало кому из новых музыкантов удается продержаться так долго.
Группа «Chage and Aska» стала первой азиатской группой, выступавшей в «MTV Unplugged» - культовом американском шоу, на котором музыканты играют вживую. «Chage and Aska» - это дуэт Сибата Сюдзи и Миядзаки Сигэаки, из префектуры Фукуока. Изначально их музыка звучала в различных аниме, а после получения признания, они записали треки к известным западным фильмам «Уличный боец» и «Судья Дредд».
Современный J-поп (J-pop) стал неотъемлемой частью японской массовой культуры, а его исполнители обзавелись толпами фанатов. Почти все из них параллельно являются заядлыми отаку – любителями и знатоками манги и аниме. OST’ы (от англ. Original Soundtrack) к аниме издаются отдельными альбомами, принося внушительные прибыли студиям. Тексты к песням, звучащим во время титров, стало принятым показывать на экране, чтобы смотрящим было легче подпевать, ведь японцы очень любят подпевать. Караоке давно стало национальным видом времяпровождения, а по одной из версий искусство напевания под аккомпанемент впервые появилось именно в токийском ресторане.
Очень важным для японского поп-исполнителя является его соответствие понятию «идол» («idol»): певец или певица должны быть привлекательны и стильно одеты, иметь хороший голос и петь мелодичные красивые песни, которые удобно исполнять на караоке. Возможно, этот перфекционизм объясняется привычкой к идеальной внешности и благородному поведению персонажей аниме, живущих на экранах под саундтреки в стиле J-рок (J-rock) и J-поп (J-pop).
Самые любимые не только японцами, но и иностранцами поп-дивы это Аюми Хамасаки (Ayumi Hamasaki), Кода Куми (Koda Kumi) и Рина Аючи (Rina Aiuchi).
Аюми Хамасаки, также ласково именуемая Аю, имеет неофициальный титул «Императрица японской поп-музыки». Еще в юности она начала карьеру модели, красила волосы и носила короткие юбки, за что получила ярлык «трудного ребенка», ведь подобный вид считался тогда неприемлемым для девочки. Миллионы фанатов боготворят Аюми, восхищаясь ее тонким девичьим голоском, стройной фигурой в западной одежде и неженским мужеством – певица продолжает записывать альбомы, несмотря на серьезные проблемы со слухом.
Песни этих певиц встречаются повсюду: в аниме, фильмах, телепередачах и сериалах, на радио и даже в видеоиграх. Немного меньше популярности имеет другое направление японской музыки – J-рок. Композиции в этом стиле тоже часто становятся саундтреками, но с совершенно другой эстетикой. J-рок включает в себя более 20 направлений музыки: метал, готику, хард-кор, панк и прочие.
Первопроходцами на ниве J-рока стали «X-Japan». Их метал-рок был сдобрен звуками скрипки и фортепиано, которые обогащали произведения, выделяя их из общей массы.
Японские J-рокеры не боятся экспериментировать, зачастую меняя стиль звучания даже в рамках одного альбома. Яркий грим, длинные челки и крашенные волосы, эксцентричное поведение на сцене и кич в лучших традициях «visual kei» создают кричащую привлекательную обертку.
Самыми известными представителями «visual kei» являются «Dir en Grey», «Malice Mizer», «Moi dix Mois», «Larein» и многие другие. Но помимо «visual kei» групп существуют и вполне стандартные рокеры, которые одеваются в обычную одежду. Например, «Pierrot», «Buck-Tick», «L’Ark~en~Ciel» и так далее.
Многие музыкальные группы буквально порождены аниме-фильмами. Например, J-рок коллектив «Λucifer» был создан специально, чтобы прорекламировать аниме «Kaikan Phrase». Группа официально дебютировала 15 сентября 1999 года с синглом «Datenshi Blue», после чего быстро приобрела популярность. Члены Λucifer взяли себе такие же псевдонимы, как у героев «Kaikan Phrase», за исключением вокалиста, который выступал под своим настоящим именем Макото Косинака.
Не редко опэнинги и эндинги (начальные и завершающие песни) в аниме исполняются сэйю – актерами, озвучившими героев. Для рекламы новых анимационных фильмов сэйю могут объединится в «сэйю юнит» - коллектив сеэйю, и исполнять саундтреки на промо-концертах. Если же голос актера не столь силен, то петь за него приглашают профессионалов.
Казуя Хирабаяши (Kazuya Hirabayashi), солист японской группы Fine Lines, в свое время исполнил песни за главного героя сериала «BECK: Mongolian Chop Squad». Это аниме – о молодой перспективной рок-группе, созданной японскими подростками.
А один из самых известных японских композиторов Дзё Хисаиси, впоследствии получивший несколько наград за музыку к художественным фильмам Такеши Китано, впервые прославился саундтреком к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины Ветров». Основателю «Студии Гибли» настолько понравилась работа Хисаиси, что он предоставил композитору почетное право создавать музыку ко всем своим аниме.
Японской культуре свойственна любовь к песне, в отличие от танцевальной культуры запада. Пока в Европе танцевали менуэт, на востоке сочиняли длинные напевные баллады о красоте природы и человеческих чувствах. Сейчас появились другие темы и другие традиции, но осталась любовь к пению, позволившая японцам создать сильную и прибыльную индустрию музыки.