Инструментальная музыка - история
Инструментальная музыка - история
Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке, нью-эйдже, пост-роке и т. д.
Музыкальные альбомы разных исполнителей нередко содержат инструментальные композиции (например, Mind Of Karma «Yellow Submarine» Beatles, или «Autobahn» Kraftwerk).
Список инструментальных композиций, вышедших на первое место в хит-параде Billboard Hot 100 в разные годы:
- «Theme from A Summer Place» — Перси Фейт (1960)
- «Telstar» — Tornados (1962)
- «L’Amour Est Bleu (Love Is Blue)» — Поль Мориа (1968)
- «Grazing in the Grass» — Hugh Masekela (1968)
- «Frankenstein» — Edgar Winter Group (1973)
- «Love's Theme» — Love Unlimited Orchestra (1974)
- «The Hustle» — Ван МакКой (1975)
- «Theme from 'S.W.A.T.'» — Rhythm Heritage (1976)
- «A Fifth of Beethoven» — Уолтер Мёрфи (1976)
- «Star Wars Theme/Cantina Band» — Meco (1977)
- «Rise» — Герб Алперт (1979)
- «Chariots of Fire» — Вангелис (1981)
- «Miami Vice Theme» — Ян Хаммер (1985)
Из истории
Возраст наиболее древних музыкальных инструментов (флейт), найденных в пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии, составляет около 40 тыс. лет. Плутарх поминает флейтиста Исмения, а за 500 лет до него Платон отмечал, что горожане предпочитали инструментальную музыку, исполняемую на струнных (лиры, кифары), а в сельских районах – на духовых инструментах (свирели).
В России XII века само существование Кондакаря крюкового, а также археологические находки (например, в Сербии) свидетельствует о высоком состоянии развитии музыкального искусства славян.
В XIV веке инструментальное искусство продолжает развиваться. К примеру, посол Тевтонского ордена (Конрад Кибург) отмечал, как в одной из церквей в ВКЛ «трубы, гобои, бубны, огромные котлы издавали столь могучие звуки, что казались более военною, чем церковною музыкой, но в этих звуках было столько гармонии и музыкальности, они стихали так постепенно и нежно и наконец исчезли в таком прекрасном, мужественном пении: «Gloria Patri et Filio» et caet., что мы были поражены в высшей степени».
Однако тезис РПЦ – «Инструменты, не имеющие ни души ни жизни, не могут хвалить Бога» – уже к началу XVII века привел при своей реализации к состоянию, которое описывает Пётр Петрей: «Когда играют свадьбу… бывает много музыкантов, которые поют многие бесстыдные и похабные песни, при том играют на трубах, тромбонах, дудках и сопелках, а иногда бьют и в барабаны: из этого выходит удивительная и необыкновенная музыка, такая же приятная, как собачий вой, а москвитяне очень рады и довольны, думая, что лучше и приятнее её и на свете нет, потому что не слыхали никакой, кроме этой, меж тем как всякого пронимает страх и дрожь, когда он её слышит»; а логический конец развитию инструментальной музыки положил патриарх, распорядившийся с одобрения царя Михаила Романова все инструменты изъять и сжечь за Москвою-рекой.
В самом конце XVII века И.-Г. Корб отмечал, что «находящиеся у них иностранные артисты нравятся москвитянам только до тех пор, пока играют; но лишь только удовлетворят их своей игрой, то тотчас в покровителях этих артистов пробуждается скупость, и москвитяне ни за что не соглашаются покупать удовольствие, продолжающееся только несколько часов, на годичные расходы… Военная музыка своей игрой скорее наведёт тоску, чем возбудит воинский восторг. Скорее играют погребальную, а не воинскую песнь, так как они не умеют применять музыку к более благородным побуждениям. У москвитян музыкальные инструменты, по большей части, трубы и литавры».
Только в эпоху Петра Великого инструментальная музыка начинает возрождаться, но уже под сильным западным влиянием.
|